Внесение в реестр недвижимости сведений о границах земельных участков - гарантия прав их владельцев
- Подробности
- Опубликовано 29.08.2017 09:22
В Едином государственном реестре недвижимости по Еврейской автономной области содержатся сведения о 78300 земельных участках, и только у половины из них границы установлены в соответствии с действующим законодательством.
Управление Росреестра по Еврейской автономной области напоминает пользователям земельных участков о необходимости определить границы земельного имущества и внести сведения в реестр. Это является гарантией прав собственников, сводит к минимуму земельные споры и позволяет адекватно начислять налог.
Уточнение местоположения границ – это комплекс работ и процедур, направленных на установление и юридическое закрепление границ земельного участка с определением координат характерных (поворотных) точек границ с нормативной точностью.
Данное определение достаточно сложное для восприятия, однако содержит в себе очень простой смысл. Несмотря на то, что у Вас на руках могут быть, казалось бы, все необходимые документы на землю (свидетельство о праве собственности, выписка из ЕГРН), этого может быть недостаточно для гарантии нерушимости (неприкосновенности) границ земельного участка.
Следует учитывать, что ранее в Законе отсутствовало требование о необходимости проведения межевых работ и установления границ земельных участков (с координатами) до предоставления их в собственность граждан и организаций.
Кроме того, широкое распространение получило оформление земельных участков в порядке, установленном так называемым «Законом о дачной амнистии». Поэтому только закрепление границ земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства (в том числе с необходимой точностью определения координат), гарантирует защиту Вашей собственности от посягательств посторонних лиц.
Какие же последствия влечет за собой отсутствие установленных в соответствии с законом границ земельного участка?
Во-первых - это определенные ограничения свободы распоряжения земельным участком, так как такой участок невозможно разделить, выделить из него другой земельный участок или объединить со смежным участком (при необходимости);
Во-вторых - сложность доказывания местоположения реальной границы, в случае возникновения споров о границе с соседями (владельцами смежных участков). Особенно в случаях, когда Вы не разбираясь и не перепроверяя информацию, представленную Вам при согласовании границы смежного участка, подписали им акт согласования границы, и лишь потом обнаружили, что установленная ими граница участка не соответствует ее настоящему местоположению;
В третьих - это постоянная угроза того, что соседями могут быть заявлены требования о сносе тех построек, которые расположены на Вашем земельном участке в непосредственной близости от границы или по границе. Особенно внимательным стоит быть, если Вы решили возвести капитальный забор, поскольку в случае, если он будет установлен за границей (т.е. на смежном земельном участке), сосед в любой момент может обязать Вас (в судебном порядке) снести все, что Вы построили и шансов выиграть подобное дело в суде нет.
Если Вы решили оградить себя от всех этих проблем, то Вам необходимо уточнить местоположение границ Вашего земельного участка, для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру для проведения геодезических работ.Перечень квалифицированных кадастровых инженеров представлен на сайте Росреестра.Далее с готовым межевым планом и заявлением об уточнении границ следует обратиться в Областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Следует помнить, что внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах является гарантией прав собственников.
Материал подготовлен заместителем руководителя Управления Росреестра по ЕАО С.Бров
Нецелевое использование земель – штрафы для владельцев участков
- Подробности
- Опубликовано 03.08.2017 09:11
Нецелевое использование земельного участка - ответственность за такое правонарушение предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001. Субъектами административной ответственности в данном случае могут выступать граждане, должностные и юридические лица.
Законом регламентировано, что владеющие земельными участками лица, независимо от наличия у них права собственности на землю, обязаны использовать такую недвижимость в соответствии с целевым назначением земли, при этом методы использования не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе земельным ресурсам (ст. 42 Земельного кодекса РФ № 136-ФЗ от 25.10.2001).
По целевому назначению среди земель выделяется 7 категорий (п. 1 ст. 7 закона № 136-ФЗ), в том числе земли сельхозназначения, населенных пунктов и т. д. При определении правового режима земельного участка необходимо учитывать не только его целевое назначение, но и разрешенное использование, установленное в соответствии с принципами зонирования территорий.
В законодательном порядке регламентирован процесс зонирования земель населенных пунктов посредством положений Градостроительного кодекса РФ № 190-ФЗ от 29.12.2004. Органы местного самоуправления каждого муниципального образования разрабатывают Правила землепользования и застройки (п. 3 ст. 4 ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ» № 191-ФЗ от 29.12.2004), на основании которых в поселении выделяются территориальные зоны. Для каждой такой зоны устанавливается градостроительный регламент, содержащий сведения о разрешенном использовании земель и порядке его изменения (п. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
Изменение видов разрешенного использования земель, на которые не распространяются или не устанавливаются правила градостроительных регламентов, осуществляется на основании федерального законодательства (п. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Нецелевое использование земли выражается в осуществлении на конкретном земельном участке деятельности, не предусмотренной законодательством для данной категории земель, т. е. землепользование нарушает правовой режим участка.
Зачастую под нецелевым использованием земель подразумевается фактическое использование участка не в соответствии с видом разрешенного использования, зафиксированным в правоустанавливающих документах.
В соответствии с частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Кроме этого, должностным лицом выдается обязательное для исполнения предписание с требованием приведения использования земельных участков с установленным видом разрешенного использования.
По прошествии установленного срока, орган государственного земельного надзора проводит проверку исполнения предписания и устранения нарушения.
По результатам вторичной проверки предписание признается выполненным или применяются дополнительные меры по привлечению лица к административной ответственности за неисполнение предписания. В случае привлечения лица к административной ответственности за неисполнение предписания органом государственного земельного надзора принимаются дополнительные меры, связанные с изъятием земельных участков.
В настоящее время достаточно остро стоит проблема рационального использования земель. Все граждане, должностные и юридические лица обязаны выполнять требования законодательства. Действующие предписания направлены на обеспечение государственного контроля за использованием территорий. В обязанности надзорных инстанций входит своевременное выявление и пресечение нарушений, установление виновных лиц и применение к ним мер ответственности. Все эти действия обеспечивают сохранение земельных ресурсов в надлежащем состоянии, защиту окружающей среды от неправомерных действий пользователей.
Материал подготовлен заместителем руководителя Управления Росреестра по ЕАО С.Бров
Электронная регистрация. Как подать документы на регистрацию прав и кадастровый учет.
- Подробности
- Опубликовано 07.07.2017 09:11
Порядок предоставления заявления и документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав в электронном виде, регулируется:
ØФедеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (далее-Закон);
ØПриказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883 "Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости".
Электронный документ - документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Электронный образ документа (электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе) - переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная в соответствии с Порядком подачи документов простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.
Заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются по выбору заявителя в том числе:
в форме электронных документов и (или) электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", направляемых в орган регистрации прав через:
Øединый портал государственных и муниципальных услуг (функций);
Øофициальный сайт;
Øа также с использованием веб-сервисов.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права в форме электронного документа подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) заявителя.
Содержание заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, представляемого в форме электронного документа, должно соответствовать содержанию заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, представляемого в форме документа на бумажном носителе.
Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать монохромный режим с разрешением 300 dpi.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
Øдокумент, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
Øдокументы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
Øиные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе.
В соответствии со ст. 25 Закона орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если:
Øтакие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования;
Øинформация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем;
Øв Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом;
Øзаявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Орган регистрации прав обязан уведомить заявителя о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов с указанием причин возврата в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, а также возвратить указанные документы заявителю тем же способом, которым они были представлены. В случае, если заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представлены в форме электронных документов и (или) электронных образов документов посредством отправления в электронной форме, орган регистрации прав направляет заявителю только уведомление о возврате таких документов без осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Порядок и способы направления уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также уведомлений об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинников представленных заявителем документов, в том числе форма таких уведомлений (в случае их направления в форме документа на бумажном носителе), требования к формату таких уведомлений (в случае их направления в форме электронного документа), устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Внесение сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в ЕГРН
- Подробности
- Опубликовано 07.07.2017 09:11
При этом описание местоположения границ объектов культурного наследия осуществляется в соответствии с требованиями Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267, в части определения значений координат характерных точек границ территории объекта культурного наследия в системе координат, установленной для ведения ЕГРН с учетом зон картографической проекции, а также соблюдения требований к точности определения координат характерных точек границ территории объекта культурного наследия. Формированиеземлеустроительного дела и направление его для включения в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, не требуется.
После вступления в силу изменений в Закон о регистрации, предусмотренных проектом федерального закона № 61916-7 «О внесении изменений в федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в части исключения из части 19 статьи 32 Закона о регистрации слов «пунктом 4 части 3» и включении данной фразы в часть 18.1 статьи 32 Закона о регистрации для внесения в ЕГРН сведений о границах территорий объектов культурного наследия в орган регистрации прав необходимо будет предоставлять подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ территорий объектов культурного наследия и перечень координат характерных точек границ таких территорий.
При этом полагаем возможным отметить, что требования к графическому описанию местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, а также в дальнейшем и территорий объектов культурного наследия, предусмотренные частью 18.1 статьи 32 Закона регистрации, законодательно не установлены и могут быть подготовлены уполномоченными органами в произвольной форме, обеспечивающей читаемость местоположения характерных точек границ и идентификацию конфигурации и месторасположения соответствующей территории.
Совсем иная ситуация складывается с внесением в ЕГРН сведений о границах особо охраняемой природной территорией (далее - ООПТ).
В соответствии с требованиями части 18 статьи 32 Закона регистрации, обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8 и 10 части 1 названной статьи, в том числе в отношении границ ООПТ, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06,2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».
При этом согласно пункту 31 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Закона регистрации в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), - уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532 (далее - Правила):
- обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, предусмотренным пунктами 3, 6 (в части установления, изменения границ территориальной зоны), 7, 15 (в отношении границ ООПТ) Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства;
- направляемая в орган регистрации прав карта (план) объекта землеустройства должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.
Таким образом, до внесения изменений в действующее законодательство в отношении границ ООПТ должно формироваться землеустроительное дело, в состав которого включается карта (план) объекта землеустройства, и такая документация подлежит включению в ГФД. При включении в ГФД документации, сформированной в отношении границ ООПТ, территориальные органы Росреестра проверяют представленные документы:
- на комплектность представленной документации в соответствии с пунктом 9 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 №267;
- на соответствие карты (плана) объекта землеустройства, содержащейся в документации, форме и требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621.
Прием документов в отношении границ ООПТ в ГФД, их учет и присвоение инвентарных номеров осуществляется в соответствии с требованиями пункта 3.1.1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.11.2006 № 376.
В XML-документах карты (плана) объекта землеустройства в отношении границ ООПТ, подготовленных в соответствии с XML-схемой, используемой для формирования XML-документов при осуществлении информационного взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления (MapPlan_vO 1), утвержденной приказом Росреестра от 01.08.2014 № П/369, в соответствующих реквизитах, обязательных для заполнения, указываются инвентарный номер землеустроительного дела по описанию границ ООПТ, дата включения названного дела в ГФД, а также наименование соответствующего территориального органа Росреестра, осуществляющего хранение материалов ГФД.
Дополнительно сообщаем, что в целях упрощения процедуры внесения в ЕГРН сведений о границах ООПТ в настоящее время проводятсямероприятия по внесению изменений в Закон о регистрации в части применения к границам ООПТ требований, предусмотренных в настоящее время частью 19 статьи 32 Закона о регистрации.