Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Организационно-правовые основы участия муниципальных органов в управлении недропользованием

В преамбуле Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) говорится, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. К недрам принято относить также выходы полезных ископаемых на земную поверхность.

Недропользование – это деятельность, осуществляемая в целях геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и подземных вод, выполнения комплекса мер по охране недр, включая использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также в целях строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное , эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, сбора минералогических , палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

На уровне федерального законодательства за органами местного самоуправления признано право регулирования деятельности в сфере недропользования . Однако при этом перечень и объем полномочий органов местного самоуправления определены в ст. 5 Закона о недрах весьма сжато и исчерпывающим образом:

1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование;

2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;

3) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках, в случае нарушения положений статьи 18 настоящего Закона;

4) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Как видно, в компетенцию органов местного самоуправления входят, в основном, вопросы, касающиеся использования участков недр местного значения, в том числе, в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых.

К таким ископаемым, как правило, относят торф, сапропели, а также сырье для производства строительных материалов (глину, песок, гравий, известняк, и т.п.).

Органы местного самоуправления при решении вопросов, касающихся пользования участками недр местного значения, играют роль «проводника» государственной политики. Это связано с тем, что, например, региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых определяются федеральными органами совместно с органами субъектов РФ (п. 6 ст. 3 Закона о недрах). Порядок пользования участками недр местного значения, в том числе, для целей разработки месторождений общераспространенных ископаемых, устанавливается уполномоченными органами субъектов РФ (п. 9 ст. 4 Закона о недрах); они же осуществляют согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых , а также иной проектной документации на выполнение работ, связанных в пользованием участками недр местного значения (п. 8 ст. 4 Закона о недрах).

Широкие возможности органы местного самоуправления имеют при осуществлении группы полномочий в сфере социально-экономического развития и обеспечения экологической безопасности территории муниципального образования.

Например, органы местного самоуправления могли бы в необходимых случаях являться инициаторами широких общественных обсуждений вопросов размещения горнодобывающих и перерабатывающих производств, на подведомственной им территории. Действующее федеральное законодательство предоставляет им такое право.

Кроме того, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках имеющихся полномочий могут использовать общественный экологический контроль и общественную экологическую экспертизу.

К числу вопросов местного значения указанных видов муниципальных образований отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды на подведомственной им территории. Поскольку экологический контроль и экологическая экспертиза, будучи закреплены Федеральным законом «Об охране окружающей среды», являются формами природоохранной деятельности, организация органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов мероприятий, подпадающих под определение общественного экологического контроля и общественной экологической экспертизы, находится в их компетенции.

Биробиджанская межрайонная

природоохранная прокуратура

Природоохранным прокурором в деятельности ОГБУ «Биробиджанский психоневрологический интернат» выявлены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами

Проверкой Биробиджанской межрайонной природоохранной прокуратуры, проведенной в ОГБУ «Биробиджанский психоневрологический интернат» (далее - Учреждение), выявлены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами

В нарушение статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) Учреждением не приняты меры к подтверждению отнесения отходов, образующихся при осуществлении деятельности, к конкретному классу опасности и составлению на них паспортов.

Также, вопреки требованиям статьи 19 Закона № 89-ФЗ Учреждением не соблюдена обязанность по ведению в установленном порядке учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц; по представлению статистической отчетности в порядке и в сроки, установленные федеральным законодательством в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации об экологических процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В целях устранения нарушений, Биробиджанским межрайонным природоохранным прокурором 26.11.2019 руководителю Учреждения внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено, должностное лицо ответственное за указанное направление работы, привлечено к дисциплинарной ответственности, организована работа по паспортизации отходов, ведению учета отходов в Учреждении.

По постановлению природоохранного прокурора об административном правонарушении ОГБУ «Биробиджанский психоневрологический интернат» привлечено к административной ответственности по части 9 и части 10 статьи 8.2 КоАПА РФ в виде штрафа на общую сумму 450 тысяч рублей.

Решением Биробиджанского районного суда от 04.02.2020 по жалобе Учреждения постановление размер штрафов снижен на половину и составил в общей сумме 200 000 рублей.

Решение суда не вступило в законную силу.

Биробиджанская межрайонная

природоохранная прокуратура

Судом удовлетворены требования природоохранного прокурора

Судом удовлетворены требования природоохранного прокурора о возложении на администрацию Ленинского муниципального района ЕАО обязанности по определению схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведении реестра мест (площадок) накопления ТКО

Биробиджанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Еврейской автономной области законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами при создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, формировании и ведении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требований к содержанию указанного реестра.

По результатам проверки установлено, что администрацией Ленинского муниципального района ЕАО, в нарушении требований закона об обращении с отходами производства и потребления, схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не определена, на сайте муниципального образования не размещена, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Ленинского муниципального района не ведется.

Бездействие администрации нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также может повлечь оказание вредного воздействия отходов, размещенных в несанкционированных местах, на здоровье человека и окружающую среду.

В целях устранения нарушений, Биробиджанским межрайонным природоохранным прокурором 19.11.2019 в Ленинский районный суд ЕАО направлено исковое заявление о возложении на администрацию муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области обязанности по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Требования прокурора 20.01.2020 удовлетворены в полном объеме. Решение суда в законную силу не вступило.

Биробиджанская межрайонная

природоохранная прокуратура

Ленинским районным судом ЕАО на автономное учреждение «Чистое село» возложена обязанность по ликвидации и рекультивации свалки ТКО

Биробиджанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка в сфере обращения с отходами производства и потребления при осуществлении автономным учреждением «Чистое село» деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на земельном участке, расположенном в селе Ленинское, не соответствующим требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

По результатам проверки установлено, что на месте размещения твердых коммунальных отходов, расположенном на земельном участке между двух населенных пунктов с. Ленинское и с. Кукелево Ленинского района ЕАО, допущено его затопление водами реки Амур, в результате паводковой ситуации, сложившейся в Еврейской автономной области в августе 2019 года. При данных обстоятельствах создана угроза загрязнения реки Амур отходами.

В целях устранения нарушений, Биробиджанским межрайонным природоохранным прокурором 19.11.2019 в Ленинский районный суд ЕАО направлено исковое заявление о возложении на автономное учреждение «Чистое село» обязанности прекратить размещение твердых коммунальных отходов на затопленном земельном участке; разработать проекта рекультивации и рекультивировать в соответствии с проектом рекультивации данный земельный участок в срок до 01.08.2021.

Требования прокурора 23.01.2020 удовлетворены в полном объеме. Решение суда в законную силу не вступило.

Биробиджанская межрайонная

природоохранная прокуратура