Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Отсутствие межевания не лишает права собственности, но повышает риски споров о границах

С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).

При этом ни Законом № 218-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами не установлена обязанность правообладателей земельных участков обеспечить до определенной даты уточнение местоположения границ земельных участков (провести так называемое «межевание») и внесение таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости. В связи с этим данные процедуры осуществляются по усмотрению правообладателей таких земельных участков, и сроками не ограничиваются.

Необходимо отметить, что в силу части 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация права на земельный участок, совершенная по правилам ранее действовавшего законодательства, в том числе при отсутствии в отношении такого земельного участка сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка, признается юридически действительной.

В настоящее время Законом № 218-ФЗ не предусмотрены основания для приостановления государственной регистрации прав на земельные участки в связи с отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек их границ (в связи с отсутствием «межевания»). Действующее законодательство также не содержит ограничения на совершение сделок с земельными участками, сведения о которых содержатся в ЕГРН, но границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, а также какие-либо сроки, в течение которых такие границы должны быть установлены.

Вместе с тем, Росреестр рекомендует правообладателям земельных участков, не имеющих точных границ,рассмотреть возможность проведения межевания. Внесение в ЕГРН сведений о границах избавит правообладателей от проблем из-за возможных споров, в том числе с соседями и с органами публичной власти.

Внесение в реестр недвижимости сведений о границах земельных участков - гарантия прав их владельцев

В Едином государственном реестре недвижимости по Еврейской автономной области  содержатся сведения о 78300 земельных участках, и только у половины из них границы установлены в соответствии с действующим законодательством.

Управление Росреестра по Еврейской автономной области напоминает пользователям земельных участков о необходимости определить границы земельного имущества и внести сведения в реестр. Это является гарантией прав собственников, сводит к минимуму земельные споры и позволяет адекватно начислять налог.

Уточнение местоположения границ – это комплекс работ и процедур, направленных на установление и юридическое закрепление границ земельного участка с определением координат характерных (поворотных) точек границ с нормативной точностью.

Данное определение достаточно сложное для восприятия, однако содержит в себе очень простой смысл. Несмотря на то, что у Вас на руках могут быть, казалось бы, все необходимые документы на землю (свидетельство о праве собственности, выписка из ЕГРН), этого может быть недостаточно для гарантии нерушимости (неприкосновенности) границ земельного участка.

Следует учитывать, что ранее в Законе отсутствовало требование о необходимости проведения межевых работ и установления границ земельных участков (с координатами) до предоставления их в собственность граждан и организаций.

Кроме того, широкое распространение получило оформление земельных участков в порядке, установленном так называемым «Законом о дачной амнистии». Поэтому только закрепление границ земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства (в том числе с необходимой точностью определения координат), гарантирует защиту Вашей собственности от посягательств посторонних лиц.

Какие же последствия влечет за собой отсутствие установленных в соответствии с законом границ земельного участка?

Во-первых  - это определенные ограничения свободы распоряжения земельным участком, так как такой участок невозможно разделить, выделить из него другой земельный участок или объединить со смежным участком (при необходимости);

Во-вторых  -  сложность доказывания местоположения реальной границы, в случае возникновения споров о границе с соседями (владельцами смежных участков). Особенно в случаях, когда Вы не разбираясь и не перепроверяя информацию, представленную Вам при согласовании границы смежного участка, подписали им акт согласования границы, и лишь потом обнаружили, что установленная ими граница участка не соответствует ее настоящему местоположению;

В третьих - это постоянная угроза того, что соседями могут быть заявлены требования о сносе тех построек, которые расположены на Вашем земельном участке в непосредственной близости от границы или по границе.  Особенно внимательным стоит быть, если Вы решили возвести капитальный забор, поскольку в случае, если он будет установлен за границей (т.е. на смежном земельном участке), сосед в любой момент может обязать Вас (в судебном порядке) снести все, что Вы построили и шансов выиграть подобное дело в суде нет.

Если Вы решили оградить себя от всех этих проблем, то Вам необходимо уточнить местоположение границ Вашего земельного участка, для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру для проведения геодезических работ.Перечень квалифицированных кадастровых инженеров представлен на сайте Росреестра.Далее с готовым межевым планом и заявлением об уточнении границ следует обратиться в Областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Следует помнить, что внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах является гарантией прав собственников.

Материал подготовлен заместителем руководителя Управления Росреестра по ЕАО С.Бров

Внесение в реестр недвижимости сведений о границах земельных участков - гарантия прав их владельцев

В Едином государственном реестре недвижимости по Еврейской автономной области  содержатся сведения о 78300 земельных участках, и только у половины из них границы установлены в соответствии с действующим законодательством.

Управление Росреестра по Еврейской автономной области напоминает пользователям земельных участков о необходимости определить границы земельного имущества и внести сведения в реестр. Это является гарантией прав собственников, сводит к минимуму земельные споры и позволяет адекватно начислять налог.

Уточнение местоположения границ – это комплекс работ и процедур, направленных на установление и юридическое закрепление границ земельного участка с определением координат характерных (поворотных) точек границ с нормативной точностью.

Данное определение достаточно сложное для восприятия, однако содержит в себе очень простой смысл. Несмотря на то, что у Вас на руках могут быть, казалось бы, все необходимые документы на землю (свидетельство о праве собственности, выписка из ЕГРН), этого может быть недостаточно для гарантии нерушимости (неприкосновенности) границ земельного участка.

Следует учитывать, что ранее в Законе отсутствовало требование о необходимости проведения межевых работ и установления границ земельных участков (с координатами) до предоставления их в собственность граждан и организаций.

Кроме того, широкое распространение получило оформление земельных участков в порядке, установленном так называемым «Законом о дачной амнистии». Поэтому только закрепление границ земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства (в том числе с необходимой точностью определения координат), гарантирует защиту Вашей собственности от посягательств посторонних лиц.

Какие же последствия влечет за собой отсутствие установленных в соответствии с законом границ земельного участка?

Во-первых  - это определенные ограничения свободы распоряжения земельным участком, так как такой участок невозможно разделить, выделить из него другой земельный участок или объединить со смежным участком (при необходимости);

Во-вторых  -  сложность доказывания местоположения реальной границы, в случае возникновения споров о границе с соседями (владельцами смежных участков). Особенно в случаях, когда Вы не разбираясь и не перепроверяя информацию, представленную Вам при согласовании границы смежного участка, подписали им акт согласования границы, и лишь потом обнаружили, что установленная ими граница участка не соответствует ее настоящему местоположению;

В третьих - это постоянная угроза того, что соседями могут быть заявлены требования о сносе тех построек, которые расположены на Вашем земельном участке в непосредственной близости от границы или по границе.  Особенно внимательным стоит быть, если Вы решили возвести капитальный забор, поскольку в случае, если он будет установлен за границей (т.е. на смежном земельном участке), сосед в любой момент может обязать Вас (в судебном порядке) снести все, что Вы построили и шансов выиграть подобное дело в суде нет.

 Если Вы решили оградить себя от всех этих проблем, то Вам необходимо уточнить местоположение границ Вашего земельного участка, для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру для проведения геодезических работ.Перечень квалифицированных кадастровых инженеров представлен на сайте Росреестра.Далее с готовым межевым планом и заявлением об уточнении границ следует обратиться в Областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Следует помнить, что внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах является гарантией прав собственников.

Материал подготовлен заместителем руководителя Управления Росреестра по ЕАО С.Бров

Нецелевое использование земель – штрафы для владельцев участков

Нецелевое использование земельного участка - ответственность за такое правонарушение предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001. Субъектами административной ответственности в данном случае могут выступать граждане, должностные и юридические лица.

Законом регламентировано, что владеющие земельными участками лица, независимо от наличия у них права собственности на землю, обязаны использовать такую недвижимость в соответствии с целевым назначением земли, при этом методы использования не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе земельным ресурсам (ст. 42 Земельного кодекса РФ № 136-ФЗ от 25.10.2001).

По целевому назначению среди земель выделяется 7 категорий (п. 1 ст. 7 закона № 136-ФЗ), в том числе земли сельхозназначения, населенных пунктов и т. д. При определении правового режима земельного участка необходимо учитывать не только его целевое назначение, но и разрешенное использование, установленное в соответствии с принципами зонирования территорий.

В законодательном порядке регламентирован процесс зонирования земель населенных пунктов посредством положений Градостроительного кодекса РФ № 190-ФЗ от 29.12.2004. Органы местного самоуправления каждого муниципального образования  разрабатывают Правила землепользования и застройки (п. 3 ст. 4 ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ» № 191-ФЗ от 29.12.2004), на основании которых в поселении выделяются территориальные зоны. Для каждой такой зоны устанавливается градостроительный регламент, содержащий сведения о разрешенном использовании земель и порядке его изменения (п. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).

Изменение видов разрешенного использования земель, на которые не распространяются или не устанавливаются правила градостроительных регламентов, осуществляется на основании федерального законодательства (п. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

Нецелевое использование земли выражается в осуществлении на конкретном земельном участке деятельности, не предусмотренной законодательством для данной категории земель, т. е. землепользование нарушает правовой режим участка.

Зачастую под нецелевым использованием земель подразумевается фактическое использование участка не в соответствии с видом разрешенного использования, зафиксированным в правоустанавливающих документах.

В соответствии с частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Кроме этого, должностным лицом выдается обязательное для исполнения предписание с требованием приведения использования земельных участков с установленным видом разрешенного использования.

По прошествии установленного срока, орган государственного земельного надзора проводит проверку исполнения предписания и устранения нарушения.

По результатам вторичной проверки предписание признается выполненным или применяются дополнительные меры по привлечению лица к административной ответственности за неисполнение предписания. В случае привлечения лица к административной ответственности за неисполнение предписания органом государственного земельного надзора принимаются дополнительные меры, связанные с изъятием земельных участков.

В настоящее время достаточно остро стоит проблема рационального использования земель. Все граждане, должностные и юридические лица обязаны выполнять требования законодательства. Действующие предписания направлены на обеспечение государственного контроля за использованием территорий. В обязанности надзорных инстанций входит своевременное выявление и пресечение нарушений, установление виновных лиц и применение к ним мер ответственности. Все эти действия обеспечивают сохранение земельных ресурсов в надлежащем состоянии, защиту окружающей среды от неправомерных действий пользователей.

Материал подготовлен заместителем руководителя Управления Росреестра по ЕАО С.Бров